Работа над композицией
Работа над композицией начинается с претворения в жизнь идеи светописного произведения. Фотограф определяет границы кадра, уточняет площадь живописного пространства, заполняет ее фигурами и предметами, выбирает точку съемки. Ему также предстоит найти соответствующее освещение и уточнить контраст светотени на отдельных участках изображения. Кроме того, надо установить соотношение отдельных элементов с общей площадью кадра и пропорции предметов и фигур в глубине пространства. Это связано с подбором объектива, определением характера перспективы в целом.
Если
говорить только о фотографическом портрете, то композицию
следует
понимать как выражение своего отношения к модели, как
осмысленное
размещение фигуры в кадре.
С
момента появления модели перед объективом все стадии
съемочного
процесса представляют собой сплошную цепь действий,
имеющих композиционное
значение,— это постановка фигуры, направление взгляда и
жеста, световое
и тональное решение. Сюда относится также решение фона и
выбор мебели.
От технических средств в немалой степени зависит решение
ряда композиционных
проблем. Характер рисунка объектива, его мягкость и
особенности
спада резкости являются важным фактором линейной
композиции. Степень
контраста негативного и позитивного материала, как и
технология
их обработки, влияет на тональную композицию.
Композицию
портрета невозможно предусмотреть заранее. Она
определяется только
в результате наблюдений за моделью, после того как
фотограф создаст
себе представление об образе портретируемого, уяснит
главные черты
его характера. В композиции не должно быть шаблонов.
Фотограф,
знающий несколько стандартных поз и подгоняющий всех
портретируемых
под эти композиционные шаблоны, останется ремесленником и
никогда
не выйдет на широкий творческий путь. Ни изощрения в
освещении,
ни умелое владение техникой не могут компенсировать
отсутствующую
в портрете увязку позы с психологической характеристикой
человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий